Пятница, 29.03.2024, 04:45Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Мой профиль | Выход
Вход

МБУДО "Центр детского творчества" Сорочинского городского округа Оренбургской области

Меню сайта
Наш опрос
Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » 2020 » Май » 7 » Исследовательские работы
20:44
Исследовательские работы

Центр детского творчества является связующим звеном научно-исследовательской деятельности всех школьников округа. Ежегодно дети проводят исследования и на военные темы.
Представляем вам отрывки из исследовательских работ детей.
Сурнова Полина - МБОУ "Баклановская СОШ" - "История Баклановского детского дома". (руководитель Валенко А.В., Дубовицких Т.П.)
"Дети Великой Отечественной войны… Так называют сегодняшних 80- летних людей. Про людей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «Это люди с украденным детством».
Детский дом – это особая частичка в истории нашего села Баклановка. Это страшное эхо той далекой войны. В детский дом попадали эвакуированные дети и те, кто остался без родителей. Ответы на вопросы мы попытались найти в беседах с жителями-старожилами села. Обратились в архив города Сорочинска, где заведующая Чернова Г.В. помогла нам в сборе информации. В ходе своей работы мы использовали материал школьного музея.
Баклановский детский дом перенесен из Сорочинска. 105 воспитанников вместе с директором Александровым Николаем Ивановичем прибыли в Баклановку. В этом детском доме находились дети из Украины и Белоруссии, городов Гомель, Бобруйск, Бердечи, Кобеляки и непосредственно из нашего Сорочинского района и всей Чкаловской области. Детский дом стал носить имя В.П. Чкалова.
Детский дом занял все пустующие дома в центре села. Было выделено помещение для мальчиков. Это было длинное барачное здание, где размещались ранее ясли-сад. За ним было складское помещение из белого кирпича. Оно сохранилось до настоящего времени, принадлежит ветучастку. Помещение для девочек было на Курской улице. Здание это сейчас пустующее. После войны его отвели под интернат, затем перестроили под квартиры учителей. Но оно до сих пор напоминает о детдоме. Воспитанница детдома Зиновьева Т.А. говорит, что часто она останавливается на этом месте, со слезами вспоминает те тяжелые годы. (Приложение №2) Было также определено здание для столовой, которое находилось рядом со школой. Были выделены помещения под сарай, баню.
Но несмотря на трудности, Баклановский детдом к началу учебному году был отремонтирован, топливом обеспечен, завезено было 400 куб. сучьев и 400 куб. торфа. Но штат полностью не был укомплектован, требовались завуч и пять воспитателей. Не было проблем с техперсоналом. Жители села стали ночными нянями, конюхом, техничками.
Изучая архивные документы, которые хранятся в Сорочинском архиве, я смогла узнать многое об истории детского дома. Протоколы и ведомости на выдачу заработной платы позволил узнать штатный состав работников Баклановского детского дома. Так в штате 1950 года были директор, 8 воспитателей, завуч, уборщица, пионервожатый, медсестра, инструктор, прачка, 2 повара, завхоз, охранник, массовик, бухгалтер (Приложение №3).
Штат постоянно менялся. Так вожатый Буцко, молодой комсомолец ушел на фронт. Особенно изменился штат после войны. Эвакуированные воспитатели, которые прибыли вместе с детьми уезжали к себе на родину, но возвращались в родное село фронтовики, чья довоенная жизнь была связана с селом, с педагогической деятельностью. Это Войтов Николай Владимирович, Нефедов Василий Герасимович, Самаркин Иван Иванович.
После госпиталя в детдоме работали Волхонов Анатолий Гаврилович, Паненков Алексей Леонтьевич.
В разные годы директорами детдома были Александров Николай Иванович, Быков Николай Иванович, Коротаева Галина Васильевна, Малиновский А.И., Самаркин Иван Иванович.
Общая проблема всех детдомов Сорочинского района – плохая обеспеченность инвентарем, постелью, сменной одеждой. Всюду не хватало посуды, моющих средств. Из докладной Чкаловскому обкому ВКП(б) об обследовании детдомов Сорочинского района от 7 октября 1941 года: « детские дома снабжаются недоброкачественным хлебом (ржаной, овсяный и очень плохой выпечки). По вине райпотребсоюза детдом уже три месяца не получает мыла». Все что ложилось тяжелым грузом на директоров и работников детдома на протяжении многих лет. Санитарное состояние поддерживали всеми способами. Подушки, матрацы набивали свежей соломой, периодически ее меняя. Так в детдоме открыли свою швейную мастерскую. Инструктором назначена была Михайлова Мария Ивановна. По разнарядке получали мануфактуру, из которой шили наволочки, простыни, постельное белье, нательное белье. Это было большим подспорьем. А из приказа № 35 от 22.10.47 г. узнаем, что появились даже излишки изготовленной продукции, которую можно реализовать: «В связи с массовым пошивом верхнего платья воспитанникам, создать комиссию для распродажи материала на куртки – 51 шт. и на брюки – 51 шт., в составе: завуч д/д Коротеева Г.В., завуч Бурцева А.Г., председатель детского Совета Белоновская, депутат Мелентьева, мастер Фильков К.Ф., Волхонов А.Г. Акт представить мне на доверенность». (Приложение №4)
Сапожная мастерская работала в детдоме на протяжении всех лет. Ребята научились в ней подшивать валенки, подбивать ботинки. Учил их этому Веселов Федор Федорович, Гусаров Александр.
Как ни старались работники детдома поддерживать санитарное состояние, все же страшная болезнь не обошла стороной детдом. В 1946 году в детдоме начался тиф. В воспоминаниях Волхонова А.Г. читаем: «Эта болезнь для нас стала настоящим ударом. Как ее победить? Жалко было глядеть на детей, которые метались в огненном жару и постоянно просили пить. Всех воспитанников постригли «налысо». Чтобы тиф не распространился, обработали хлоркой. Много вещей пришлось сжечь. Дети остались без одежды, без постельных принадлежностей. Срочно пришлось ехать в Оренбург, чтобы все новое получить. Были присланы врачи из Сорочинска. Все помогали, кто как и кто чем мог. Общими усилиями болезнь была остановлена.
Великая Отечественная война коренным образом изменила содержание воспитательной работы в детдоме. Все формы и методы учебно-воспитательной работы были подчинены одной основной задаче: помощь фронту и укрепления тыла для скорейшего разгрома немецко-фашистских захватчиков. Все детские дома без исключения оказывали большую практическую помощь колхозам во всех видах сельскохозяйственной работы. Силами воспитанников проводилась огромная работа по обработке своих подсобных хозяйств, заготовке топлива и ремонту помещений. Баклановский детдом имел большое подсобное хозяйство. В штате были конюх, доярка, водитель. Колхоз выделил детдому два быка, три лошади, три коровы. Однажды в детдом пришла телеграмма, в которой сообщалось, что им выделили грузовик. Кузов был разбит осколками снарядов. На помощь пришли механик колхоза Скоков Ф.А. вместе с ребятами, машина была восстановлена.
О том, что воспитанники работали на заготовке сена подтверждают приказы: №39 от 2 июня 1952 г.: «Снять с котлового довольствия 44 человека воспитанников, направленных на полевые работы, в том числе на сбор сучьев 32 человека и сенокос 12 человек». Приказ №69 от 12 июля 1951 г.: « Отчислить с котлового довольствия 7 человек воспитанников выбывших на сенокос. Считать на котловом довольствии 50 человек воспитанников». Приказ №70 от 10 августа 1951 г.: «Зачислить на котловое довольствие 7 человек воспитанников, вернувшихся с сенокоса. Считать на котловом довольствии 57 человек». (Приложение №5)
В соответствии с решением правительства об устройстве детей, оставшихся без родителей, областной отдел народного образования проводил в жизнь и такое мероприятие:
1. В целях бесперебойного приема детей в возрасте до 15 лет в детских домах проводили массовое трудоустройство воспитанников старше 15 лет.
Согласно этому распоряжению из Баклановского детдома были отправлены воспитанники в школы ФЗО, в железнодорожные и ремесленные училища, в учебные заведения и на разные курсы для получения профессии и дальнейшего трудоустройства. Об этом свидетельствуют приказы по детскому дому. (Приложение №6)
Яркий пример из жизни детдома – это направление 7 девочек-воспитанниц в Ивановознесенск для обучения в ФЗО на ткачих. Среди них были сестры Виноградовы, одна из которых стала Героем Социалистического труда.
В 1942-43 учебном году все воспитанники школьного возраста ходили в школу. Учебниками детдом не был полностью обеспечен. Тетради они получали через школу. За первую четверть получили от 2 до 3 тетрадей на каждого воспитанника, поэтому писали на оберточной бумаге, старых книгах между строк. Воспитатель Филатова Анна Ивановна вспоминала, что чернила соответствовали своему названию: они были не фиолетового или синего цвета, а черного. Вместе с детьми эти чернила они делали из сажи. Выгребали ее из загнеток, насыпали в бутылку и разводили теплой водой. Затем наливали в чернильницы-непроливайки.
Коллектив воспитанников постоянно обновлялся: кого-то привозили, за кем-то, наоборот, приезжали – родственники, старшие повзрослевшие братья и сестры, иногда матери, кое-когда даже отцы. Случалось, детей усыновляли, как это было, например, с Волковой Марией, которую в детдоме звали «Волчок». Маленькая певунья была любимицей в детдоме, ласковой и послушной. Вот воспитатели и посоветовали семейной паре Страчковых Лаврентию Лаврентьевичу и Агафье Андреевне, приехавшими в детдом за детьми, удочерить Машу. Так с 1944 года она стала воспитываться в религиозной семье Страчковых, которые жили в Сорочинске.
Так что движение ребят было практически круглогодичным. Когда, случалось, счастливчиков забирали родные или усыновители, дети, к которым из гостей никто не приходил, ощущали значительный дискомфорт. Но надежда умирала последней… И многих воспитателей и работников детдома они стали называть «мамами».
Ждали они своих отцов и матерей, хотя многих даже и не помнили.
Жизнь в детском доме была трудной и для воспитанников и для работников. Нужно было согреть теплом души ребятишек, которые перенесли тяготы войны, холод, голод. Детей всех возрастов и разных национальностей объединяла в одну общую семью беда, имя которой
война."

 

Просмотров: 182 | Добавил: Helen | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
И.о.Директора
Елена Борисовна Байдина

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Друзья сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031